Международный центр креативных индустрий «Поздеев Центр» на Предмостной площади Красноярска
Открытый архитектурный конкурс на разработку концепции развития территории Предмостной площади города Красноярска, который завершился в июне 2021 года, дал богатую «пищу для размышлений». Стало очевидно, что место для создания мощного общественно-культурного кластера выбрано очень удачно как с точки зрения социального развития правобережья Красноярска, так и в рамках оформления нашего «главного проспекта» – развитие прибрежных территорий Енисея.
Победителем конкурса был признан проект итальянского бюро Marazzi Architetti.
Наше конкурсное предложение тоже получило высокую оценку жюри и по рейтингу опередило проекты других красноярских команд. Поэтому нам было поручено возглавить консорциум с итальянскими коллегами для разработки эскизного проекта Красноярского хореографического колледжа и Международного центра креативных индустрий «Поздеев Центр». Активное участие в работе принимали специалисты КГАУК «Дом искусств». Важным участником проектирования выступило московское агентство Творческие индустрии, которое прорабатывало методологию и экономику объекта, а также участвовало в формировании технологических и объёмно-планировочных решений.
Центр креативных индустрий – объект многофункциональный, не имеющий близких аналогов. В его составе несколько основных групп помещений: современный высокотехнологичный выставочный комплекс для сменных экспозиций и постоянной экспозиции картин Андрей Поздеева, мастерские, кружковые, аудитории для детей и юношества, лаборатории визуальных искусств и залы экспериментальных театральных постановок, административно-технические помещения, свободные коммуникационные пространства, ресторан, кафе, буфеты-коворкинги и автопаркинг в подвальном этаже. Все эти блоки находятся в сложной функциональной взаимосвязи. Максимально широкий охват аудитории, как в возрастном, так и в социальном плане, определяет дополнительный набор требований к формированию объекта.
Важно было проработать различные варианты внутренней структуры самого объекта, а также рассмотреть эти варианты с точки зрения формирования будущего ансамбля Предмостной площади и взаимодействия с уже разработанным комплексом Хореографического колледжа и театра.
На первом этапе было подготовлено четыре основных варианта, по-разному выражающих идею Дома Творчества – Дома Поздеева. Это проявилось как в объёмно-планировочных решениях, так и в пластических, символических знаках-образах уникального объекта. Два варианта разработали мы, два – наши итальянские коллеги.
Здания естественным образом продолжает оси пространственного контекста. Линия застройки проспекта и набережной, а также зеркальное отображение контура хореографического колледжа, «вытачивает» форму. Гипертрофированная колоннада дорисовывает окружность Предмостной площади, завершая формирование всего ансамбля.
Главное смысловое ядро здания – атриум с Красным домом. Здесь открывается доступ во все этажи, здесь связываются все нити, элементы, пространства и направления. Здесь всегда кипит жизнь. Здесь самые захватывающие виды на город и Енисей.
«Академия» – архитектура-скульптура, вдохновленная геометрической абстракцией Поздеева. Это знаковое здание с большим атриумом в центре, неформальное место для диалога, спора, обмена и вдохновения.
Планировка здания регулярна, функции взаимодействуют друг с другом, опыт людей динамичный и увлекательный.
«Часовня Андрея Поздеева» – сущностный и композиционный центр здания, главный акцент, постоянное ядро в переменном пространстве. Внутри «часовни» расположена экспозиция картин художника и выставка, посвященная его творчеству. «Часовня» воплощает мечту Андрея Поздеева о том, как и где должны выставляться его произведения, как они должны трансформировать зрителя. Вокруг этого центра разворачивается современная динамичная жизнь комплекса, наполненная творчеством, созиданием и искусством.
Берег Енисея, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», кольцо Предмостной площади и проектируемая площадь Искусств формируют основные контуры здания, фасады которого лаконичны и спокойны. В этом здании концептуальная и содержательная идея преобладает над формой, которая полностью подчинена городу.
«Корни» – это органическая архитектура, вдохновленная экспрессионистскими работами Поздеева. Структурная сетка, которая напрямую отсылает к геометрии и формам природы, красноречиво обрисовывает пространство.
Большие несовпадающие атриумы делают восприятие уникальным и индивидуальным на всех уровнях.
Вариант «Красный Дом Андрея Поздеева» оказался наиболее выигрышным как с точки зрения образа-символа, так и с точки зрения организации технологических процессов, поэтому он был выбран для дальнейшей разработки.
Представленный эскизный проект отличает яркая авторская концепция,
выраженная как в визуальных доминантах, так и в планировочных решениях.
Сильной стороной проекта является опора на образы из творчества
художника, которые достаточно ясно считываются и интересно вписаны в
визуальный облик здания.
В целом можно сделать вывод, что представленный эскизный проект обладает потенциалом как знаковый символический объект...
Координатор проекта «Идентичность в типовом», менеджер специальных проектов Союза московских архитекторов, архитектурный критик
Представленный эскизный проект представляет собой выразительное авторское высказывание, с рядом, безусловно, сильных сторон...
нужно отметить интересный прием с красным объемом, в котором собрана экспозиция Андрея Поздеева. Безусловно, этот объем будет служить доминантой всего комплекса и перед авторами проекта стояла задача проявить его в интерьере и экстерьере Центра.
Преподаватель Amsterdam University of the Arts (Academy of Architecture), основатель архитектурно-исследовательского бюро Visota
Ведущий архитектор бюро Neutelings Riedijk Architects, основатель архитектурно-исследовательского бюро Visota
Функциональный сценарий комплекса разворачивается вокруг композиционного ядра – Красного дома Андрея Поздеева. Этот функциональный арт-объект расположен в атриуме, из которого открывается панорама на реку Енисей и остров Отдыха. Он присутствует в ряде городских пейзажей автора и фигурирует на портретах. Дом с работ художника находился на месте современного Дома быта. Положение дома в интерьере комплекса, относительно сторон света соответствует его историческому расположению на ул. Сурикова. В окнах Красного дома установлены экраны, транслирующие сюжеты из жизни художника, истории создания его работ. Пользуясь аудиогидом, можно прослушать соответствующие пояснения к видео. На 2-ом этаже Дома запроектирован мемориальный комплекс автора, после посещения которого зритель попадает непосредственно на выставку работ Андрея Поздеева.
Во внешнем облике «Поздеев-центра» прослеживаются принципы и элементы творчества художника. Композиция здания сформирована мощными, простыми геометрическими элементами. На фасадах можно увидеть криволинейные эксцентрические элементы графики мастера, с помощью которых созданы композиции работы «Тайная вечеря», автопортрет «Тигр» и ряд других работ автора. Основной экспозиционный блок возвышается над площадью на колоннах, напоминающих стволы деревьев с работы «В берёзах». Сам блок выполнен в виде изогнутой призмы, облицованной LED-панелями с возможностью трансляции на нём видео и изображений работ Поздеева, истории его творчества, анонсов мероприятий центра и других материалов культурно-образовательного толка.
В подземной части здания размещается парковка для сотрудников комплекса, помещения загрузки, распаковки и хранения экспонатов – фондохранилище, загрузка и кухня ресторана. Въезд в парковку осуществляется с проспекта им. газеты Красноярский рабочий с организацией переходно-скоростных полос.
Первый этаж здания и атриум – это вэлком-зона – пространство со свободным доступом для всех желающих. Здесь расположены ресепшен, гардероб, санузлы, городское кафе и ресторан, магазин книг и локальных брендов. Также предусмотрены пространства коворкингов с кофе-поинтами. В здание можно войти как со стороны Предмостной площади, так и с Площади искусств. Со стороны набережной и проспекта им. газ. Красноярский рабочий имеются связи с рестораном и городским кафе, чьи выносные столики в тёплое время года можно расположить на улице под консолями здания.
На втором этаже и промежуточном уровне находятся основные выставочные пространства: зал постоянной экспозиции А. Поздеева с мемориальным комплексом художника и галерея сменных экспозиций. Здесь же запроектировано фондохранилище.
Третий этаж занимают универсальные пространства с мобильными перегородками. Их планировка адаптируется под различные задачи от офисных помещений до конференц-залов, пространств воркшопов, мастер-классов и выставок. Предусмотрено пространство коворкинга с видом на Енисей. Помимо этого, на этаже запроектировано помещение «блэк-бокс», экспериментальной театральной площадки, простота пространства которой позволяет использовать её для создания различных конфигураций взаимодействия сцены и аудитории.
На четвертом этаже располагается администрация комплекса. Так же, как и на третьем этаже, здесь разместились универсальные пространства и коворкинг. На всех этажах предусмотрены уборные и подсобные помещения.
Связь между этажами осуществляется посредством эскалаторов, лифтов, закрытых и открытых лестниц.
Одна из главных функциональных частей здания - галерея сменных экспозиций - необходимое Красноярску пространство, которое позволит принимать в городе выставки предметов искусства наивысшей ценности. Зал расположен на двух уровнях на отметках +6,600 и +9,900, общая площадь зала составляет 2 525 м кв. Предусмотрены различные сценарии использования пространства и возможность разделить его мобильными перегородками на 2 или 4 изолированных выставки.
На 3 этаже, на отметке +13,200 предусмотрено пространство площадью 518,2 м кв., которое можно поделить на 3 или на 4 зала. Эти пространства предназначены для проведения фестивалей, мастер классов, мероприятий, таках как Красноярский Экономический Форум или Зодчество Восточной Сибири.
Благоустройство территории Поздеев-центра, Хореографического колледжа и набережной – результат комплексного функционального подхода и единого стилистического решения.
Вдоль проспекта Красноярский рабочий организовано линейное пространство – лес в городе. Регулярно высаженные в плане деревья создают тень и уют, не препятствуя пешеходному движению. Под кронами деревьев, вокруг стволов расположены радиальные скамьи. В центре пространства, лес ненадолго расступается, открывая стеклянный фасад учебного театра.
Кольцо Предмостной площади и радиальная форма медиафасада Поздеев-центра подчеркнуты концентрическими полосами брусчатки темного цвета.
Прямым продолжением медиафасада в плане служит и лестница к набережной. Между транзитными путями на ней расположены площадки экспозиционного амфитеатра с чередованием газона и дощатого покрытия – место открытых уличных выставок и перфомансов.
Подобным образом организован амфитеатр на склоне набережной между Поздеев-центром и Хореографическим колледжем. Решение показывает, как по-разному может работать объект в разных ситуациях. Связывающая предмостную площадь с набережной, но размещенная вне пути основного транзита, окруженная деревьями, композиционно продолжающая нисходящие линии Площади искусств лестница с амфитеатром здесь служит местом спокойного, созерцательного отдыха. Над лестницей и нижним ярусом набережной нависает ставший «изюминкой» современных проектов, но не утративший от этого своей прелести парящий мост.